Учителя физики

  Председатель ШМО учителей физики - учитель высшей категории Блохина Нина Георгиевна.

 

Физика и астрономия в лицее

 

 

С 1992 года преподавание физики в лицее (тогда еще средняя школа №14) ведется с 6-го, а с 2000 года с 5-го класса аэрокосмической и естественнонаучной вертикалей. Лицей – лидер опережающего обучения физике в городе, а в последние годы центр проведения городских олимпиад по физике и астрономии и научно-практических конференций школьников.

Физику в лицее преподают

Блохина Нина Георгиевна – председатель городского и школьного методического объединения учителей физики, учитель высшей категории, кандидат педагогических наук;

Вознюк Лариса Олеговна – учитель физики и астрономии первой категории;

Игнатова Любовь Тимофеевна – учитель физики и астрономии первой категории, руководитель астрономического кружка;

Осин Михаил Николаевич – кандидат физико-технических наук, доцент ФАЛТ МФТИ, старший научный сотрудник ЦАГИ;

Шевцова Екатерина Александровна – учитель высшей категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, аспирант педагогической Академии последипломного образования.

  

Преподавание физики в лицее №14 ведется по нескольким направлениям:

  • - углубленное изучение в классах аэрокосмического и естественнонаучного направлений;  
  • - базовое обучение в общеобразовательных, гуманитарных, экономических классах;
  • - внеклассная деятельность (подготовка олимпийской команды физиков, экспериментальная научно-исследовательская работа учащихся, мероприятия по развитию познавательного интереса лицеистов в рамках ежегодной Недели физики).

   

Результатом многолетней педагогической деятельности по опережающему обучению физике школьников 5-8 классов аэрокосмического и естественнонаучного направлений стала  «Единая  программа», составленная в 2007 году на основе авторских разработок  учителей лицея Блохиной Н.Г. и Шевцовой Е.А.

Курс физики 5-6-го классов знакомит школьников с некоторыми основными физическими понятиями, наиболее доступными детям этого возраста, способствует расширению кругозора пятиклассников, знакомит детей с научными методами познания окружающего мира и объяснения природных явлений, воспитывает в ребёнке чувство первооткрывателя.

С первых дней изучения физики школьники под чутким руководством своих учителей «отправляются» в увлекательное путешествие по стране Физика. Игра – основной метод преподавания на начальном, пропедевтическом этапе. Дети с удовольствием рисуют физические явления, модели молекул и атомов, пишут научно-фантастические рассказы: «Если вдруг исчезла сила трения…», «Один день из жизни молекулы воды» и книжки-«малышки» для учащихся начальной школы на самые различные темы: «Силы в природе», «Окружающий мир».

В 5-6 классах закладывается основа научно-исследовательской работы лицеистов. Ребята на уроках и в домашних условиях выполняют разнообразные экспериментальные задания, учатся анализировать полученные результаты и обобщать их в виде таблиц, графиков, выводов.  Юные физики с успехом выступают на научно-практических конференциях с работами на самые различные темы: «Зависимость силы трения от веса движущегося тела и рода трущихся поверхностей» Мартынов И.(5а), «Зависимость скорости диффузии от температуры» Королев Г.(5а), «Зависимость дальности полета снаряда из пушки «Лего» от угла наклона ствола» Кравец И.(5а) и разрабатывают научно-фантастические проекты: «Освоение Марса», «Использование объектов Солнечной системы человеком с целью добычи и переработки полезных ископаемых» Афанасьев А.(5а). Ученик 6а класса Афанасьев Антон в 2007 г. с работой «Освоение Марса» стал Лауреатом на городской конференции, посвященной памяти Н.Е.Жуковского, а с работой «Жизнь вокруг Черной дыры» - Лауреатом IV Международного космического фестиваля в городе Калуга, посвященного 150-летию К.Э.Циолковского.

  С 7-го класса начинается систематическое изучение курса физики, и основной акцент в обучении перемещается на решение задач, в том числе задач повышенной сложности и олимпиадного уровня. За последние годы в лицее сложилась система подготовки детей к участию в олимпиадах по физике городского и областного уровней, появилась методическая база, собран дидактический материал по решению нестандартных задач. Лицеисты принимают активное участие в традиционных олимпиадах ФАЛТ МФТИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, турнире М.В. Ломоносова в МГУ. Олимпийская команда юных физиков – гордость лицея.

   

На средней ступени растет мастерство лицеистов и в экспериментальной работе, высокими баллами жюри на ставшей традиционной научно-практической конференции «Неделя Науки – 2007» были отмечены Маркварт Д., Яковлева М. (7а) «Внутреннее трение в сыпучих телах», Сорокина Е. (7а) «Качественная оценка краткосрочного прогноза погоды», Киселев Д., Солнцев Р. (7э) «Физические основы музыкальной акустики». Сейчас ребята готовятся к новым выступлениям на городской конференции в марте и лицейской в апреле 2008 года.

  Отличительной особенностью «Единой программы 5-8 класс» является распределение учебного материала таким образом, что к одним и тем же вопросам курса физики школьники возвращаются несколько раз, повторяя их и одновременно углубляя свои знания. Постепенно повышается и уровень решаемых расчетных и качественных задач. Достаточно большое количество предлагаемых лабораторных работ и, главное, требования, предъявляемые к их оформлению и выполнению, способствуют подготовке школьников к научно-исследовательской работе.

Учебный материал основных разделов курса физики для 7-8 классов аэрокосмического и естественнонаучного направления освещается на уроках на базовом  уровне средней школы.

Методическое объединение учителей физики лицея ведет большую работу по внедрению в учебный процесс демонстрационного и лабораторного оборудования «L-микро», лабораторного комплекта Головина П.П. «Экспериментальные задания по электродинамике». Преподаватели физики  широко применяют в практике электронные учебники, мультимедийные проекты, ученические и свои собственные компьютерные презентации по различным разделам курса физики.

В течение 2005-07 годов активизировалась внеурочная деятельность по астрономии. Организован астрономический кружок, работа которого принесла первые победы на городских олимпиадах, а в 2007 году выпускник 11 класса Бетин А. стал призером областной астрономической олимпиады.  

Крепнет многолетняя традиция лицея - посещение учащимися в течение года Политехнического музея, с последующим написанием ими творческих отчетов по темам: "Тепловые явления в технике", "Электрический заряд и электрическое поле", "Электромагнитные явления", "Элементы атомной и ядерной физики".

Продолжается плодотворное сотрудничество лицея с МГТУ им. Н.Э.Баумана. Каждый год выпускники успешно сдают вступительные экзамены в это замечательное учебное заведение. Лицеисты традиционно активные ученики вечерней физико-технической школы при ФАЛТ МФТИ и заочной физико-технической школы в г. Долгопрудный.

В настоящее время ШМО учителей физики лицея работает над созданием «Единой программы углубленного изучения физики в 9-11 классах», программы «Занимательная астрономия» и интегрированного курса «На перекрестках физики, биологии и химии».

  

 

Блохина Н.Г.,

председатель ШМО учителей физики лицея №14

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»